5 декабря 1959
Норфолк, штат Вирджиния. Сэм, обезьянка, взмывшая на 55 миль над Землей в космической капсуле, вернулась сегодня на сушу на борту эсминца «Бори», выловившем ее из океана.
Обезьянка и ее капсула были найдены в Атлантическом океане в 200 милях от побережья Вирджиния, примерно через три часа после запуска в пятницу с острова Уоллопс, наверху ракеты «Литтл Джо».
Сэм находился в капсуле проекта «Меркурий», того типа, в котором будет сделана попытка отправить человека на космическую орбиту.
По прибытию, обезьянку встретил майор Клойд Грин, врач ВВС из Авиационной школы медицины на базе ВВС Брукс, Сан-Антонио, штат Техас.
Грин и его помощник вынесли Сэма, по-прежнему находящегося в небольшой цилиндрической камере, покрытой одеялом, с эсминца «Бори». Они поместили его в станционный фургон ВВС и увезли в лаборатории Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства на базе ВВС Лэнгли, штат Вирджиния.
Главной целью проекта, в части, касающейся НАСА, было испытание высотной системы спасения капсулы. НАСА, сказал представитель агентства, просто позволило Сэму отправиться в эту поездку, по запросу Школы авиационной медицины.
Его капсула, того типа, в котором будущие космонавты отправятся в первые попытки облета Земли, взмыла на высоту 19 миль.
Затем сработала спасательная ракета, освободилась от главной ракеты-носителя и унесла капсулу на высоту в 55 миль. Испытание механизма спасения, главного средства безопасности для будущих астронавтов, было основной целью путешествия Сэма. Все сработало идеально.
На несколько секунд семифутовая обезьянка, в ее покрытой вспененным материалом люльке, двигалась со скоростью 3’600 миль в час. Давление и напряжение были огромными, по сравнению с условиями на уровне моря.
Затем Сэм закувыркался в капсуле к Земле. На высоте 20’000 футов раскрылся небольшой парашют и выровнял аппарат. На 10’000 футов открылся основной парашют и спустил капсулу в Атлантику, на расстоянии 200 миль к востоку от острова Уоллопс. Все это заняло 13 минут с момента старта.
Радиомаяк и окрашенная вода привели эсминец «Бори» к месту, где капсулу качали и швыряли волны высотой восемь футов. Примерно через два часа капсулу подняли на борт.
Но Сэм по-прежнему находился в заточении, а экипаж эсминца не испытывал желания выпускать его из опасения повредить хрупкие приборы. У Сэма имелся 40-часовой запас кислорода.
Какое-то время эсминец пытался передать однотонную капсулу на расположенный поблизости десантный корабль-док «Форт-Мандан», на борту которого имелся ветеринар. Но волнение на море оказалось слишком сильным.
Наконец, получая советы от ветеринара по радио, а позже и инструкции с острова Уоллопс, офицеры эсминца извлекли Сэма из капсулы. Это произошло через шесть часов после запуска.
«Живой и брыкается», поступило известие от Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, проводившего эксперимент.
Сэм провел ночь в лазарете эсминца, устремившегося в сторону Норфолка. На ужин он получил половинку яблока, половину апельсина и чашку воды. Он с жадностью ел и пил.
Содержание
