andreyplumer (andreyplumer) wrote,
andreyplumer
andreyplumer

Category:

Драма скрашивает будни астронавтов


29 февраля 1960

У проекта «Меркурий» - американских усилий по отправке человека на орбиту вокруг Земли и возвращения, для рассказа об этом, - есть свое очарование.

Семь астронавтов, выбранных для этой эпохальной миссии, вполне осознают это.

Они также осознают дух срочности и даже нетерпения, с которым американская публика ожидает взлета.

«Это настоящий вызов. Никто ранее не облетал Землю по орбите. Мы знаем, что парень, который первым сделает это, сразу попадет в учебники истории, вместе с Колумбом и братьями Райт», сказал Ал Шепард, астронавт проекта «Меркурий».

«Это интересно, как таинственный детектив. Я никогда раньше в своей жизни не был так полностью вовлечен или поглощен чем-либо», присоединился астронавт Скотт Карпентер. «Это что-то, за что я отдам свою жизнь».

Не смотря на очевидную драматичность их предприятия, астронавты Шепард и Карпентер были полностью расслаблены, когда обсуждали свою беспрецедентно опасную миссию.

«Во многих аспектах, это просто еще одна работа», сказал коммандер Шепард, развалившийся в кресле с откидывающейся спинкой в лекционной комнате Космической оперативной группы в Лэнгли-Филд, штат Вирджиния.

«Что касается связанных рисков, то все мы – летчики-испытатели, а мы рисковали своими жизнями и ранее», добавил он.

«В конце концов, мы этом не для того, чтобы быть героями. Когда мы отправимся туда, то станем [только] по возвращении», напомнил лейтенант Карпентер.

Оба, и коммандер Шепард и лейтенант Карпентер настаивают, что до сих пор проект «Меркурий» не предполагал жертв. Об этом стало известно прошлой весной, когда астронавтам пришлось делать выбор – вызваться добровольцем для этой работы, или отказаться от шанса вершить космическую историю.

Скотт признал, что шел к решению со смешанными чувствами.

«Можете быть уверены, это не было моментальным решением», сказал он. «Оно было очень тщательно взвешено и рассмотрено.»

Оно было сделано, когда моя жена, дети и я все взвесили. После этого мы пытались, насколько возможно, жить нормальной жизнью.

Когда настал день принимать его решение, закончивший Аннаполис Шепард провел 15 лет двигаясь в ВМС по карьерной лестнице к званию лейтенанта-коммандера. Он испытывал такие самолеты, как «F2H3-Баньши», «F3H-Демон», «F4D-Скайвэй», «Файтеркэт» и «Скайлансер».

Он был инструктором в школе летчиков-испытателей в Патуксент-Ривер, штат Мериленд, и рассматривался на повышение в командиры эскадрильи, когда настал его М-день («М» значит «Меркурий» - П.).

«Как можете догадаться, я был бесчувственен, как чурбан», вспоминает он. «Принять это предложение значило-бы расстроить нормальную карьеру в ВМС, над которой я работал годами»

Теперь, когда у них за поясом почти год проекта «Меркурий», кто-нибудь из них жалеет о своем решении?

«Ничуть. Это чудесный опыт. Простая связь с ним заставляет чувствовать себя счастливым. Лично я едва могу дождаться начала», признался лейтенант Карпентер.

Каждый из обоих астронавтов говорил о своем орбитальном полете, как будто будучи уверен, что ОН станет первым человеком. Хотя, на самом деле, признают они, им не известно, кто это будет. Они отрицают, что это будет решено броском монеты.

«Им станет тот из нас, кто будет в лучшей форме, когда настанет день. Прямо сейчас, думаю, все примерно равны», сказал коммандер Шепард, «но окончательное решение будет принято советом экспертов»

«Естественно, каждый из нас хочет стать первым. Но, на самом деле, это не слишком важно. Мы все осознаем, что шестеро из нас не смогут отправиться в первый полет. Важно, кто-бы ни отправился, чтобы он вернулся назад. Но если не сможет, то любой из нас встанет, будучи готовым совершить второй полет», подчеркнул лейтенант Карпентер.

Про этот «кто первый» аспект проекта и Шепард и Карпентер сообщили, что астронавты проводят много времени, обсуждая, что случится, если Советы опередят США отправив человека на орбиту, как они это сделали с беспилотным Спутником-1.

«Мы просто надеемся, что американский народ и Конгресс не будут настолько разочарованы, если это случится, что захотят забросить “Меркурий”», прокомментировал лейтенант Карпентер.

Они с неприязнью относятся к тому факту, что многие американцы рассматривают этот проект как вклад США в гонку с Советами.

«Совершенно определенно, нашей целью в этой программе не является опережение Советов. Конечно, я думаю, все осознают, что мы в технической гонке с Советами, хотим мы этого, или нет. Несомненно, это схватка идеологий»

«Но конкретная цель нашей программы – проверка способности человека выживать, реагировать и вести наблюдения в условиях космоса. Вот цель, к которой мы направляем свою энергию», объяснил коммандер Шепард.

«Но», признал он, «у многих людей совершенно иные идеи».

Политики, отметил он, обсуждают геополитические аспекты проекта и то, что он будет значит для престижа США; доктора – что он докажет о человеческом уме и теле; инженеры-аэродинамики видят его как первый робкий шаг к полетам на Луну во время выходных»

Несмотря на большой комплекс вопросов, которые они готовятся ответить, астронавты не получают какого-то особого отношения только потому, что астронавты.

Их офис в Лэнгли, например, неприхотлив, как пара солдатских носков. Они обычные серые офисные столы, отличающиеся только табличками с именем каждого астронавта, званием и военной принадлежностью.

Комнату загромождают глобусы, карты и диаграммы.

Их программа подготовки требует, чтобы они много путешествовали, но в их распоряжении нет частного самолета.

«Мы тратим много времени в терминалах аэропортов, ожидая пересадок на коммерческие полеты», пожаловался один из них.

Также они не получают какую-то дополнительную оплату. Каждый астронавт на три года приписан к Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства. Таким образом, он продолжает получать свою обычную зарплату военного, в зависимости от звания и опыта в ВМС, ВВС или корпусе морских пехотинцев.

Единственная оплата «за вредность» - это 20 процентов, которые получают другие пилоты, набравшие в месяц четыре часа летного времени.

У астронавтов, в среднем, месячная оплата варьируется от $600 до $900.

Считают-ли они, что получают достаточно, учитывая стоящий перед ними риск?

«Разве кто-нибудь считает, что ему достаточно платят?» - так Скотт Карпетер обошел этот вопрос.

Скотти признал, что провел некоторые расчеты по этом поводу и пришел к следующим выводам. Он основывает их на том факте, что первый космический полет запланирован как трех-витковая миссия, каждый виток которой длится 1 ½ часа.

«Если я – тот, кто совершит полет, - то мне придется дважды облететь Землю, а затем почти еще целый виток, чтобы оправдать мою оплату за вредность», размышляет он.

«Но деньги – это не основное. Это честь, быть выбранным для такой возможности», добавил он.

Скотт Карпентер – это любопытное сочетание практика, идеалиста и мечтателя. Его живое воображение уже уносит его далеко за первым полетом «Меркурия».

«Я прямо вижу, как мои дети однажды приходят в Смитсоновский институт, посмотреть на капсулу, в которой их старик совершил полет – допустим, она там, выставлена – и говорят: “Какими глупыми они были, будучи неспособными выдумать что-нибудь получше этого!”»

«Они придут домой и вероятно захотят взять нашу семейную ракету для полета на Луну», говорит этот отец 9-летнего Марка Скотта, 7-летней Робин Джей, 3-летней Кристен Элейн и 2-летней Канданс.

Коммандер Шепард, чьи дети – 8-летняя Джулиана и 12-летняя Лаура, признался, что еще не дошел до точки, когда сможет себе представить первую капсулу «Меркурий», вернувшуюся с орбиты, и собирающую пыль в качестве музейного экспоната.

Затем, с некоторой неохотой, он согласился со своим приятелем, что изготавливаемая сейчас капсула будет выглядеть такой-же архаикой, как выглядела модель «Форд-Т» спустя 10 лет, а его дочерям вполне может наскучить исследование солнечной орбиты.

«В конце концов, мы пытаемся совершить довольно большой шаг всего за три года подготовки», напомнил он лейтенанту Карпентеру.

Астронавт «Меркурия» будет двигаться со скоростью 18’000 миль в час, на высоте 100 миль над Землей, подчеркнул он.

Для сравнения, до сих пор пилоты смогли достичь скорости только 1’520 миль в час, и высоты 102’000 футов. Это точно в несколько раз больше скорости звука, и в 586 больше расстояния, преодоленного братьями Райт во время их исторического полета на «Китти-Хок».

Но потребовалось всего 50 лет развития авиации, разработки и испытаний, потерь многих жизней, чтобы достичь существующих рекордов скорости и высоты.

«Считается, что мы пытаемся совершить большой шаг», сказал лейтенант Карпентер, «Но, по-моему, вопрос выживания здесь остро не стоит. Я совершенно уверен в успехе»

«Они не отправят нас туда, если не будут совершенно уверены в нашем возвращении», сказал он. «Они», объяснил он, значит тысячи людей, вовлеченных в проект «Меркурий», от директора Роберта Гилрута, до тех, кто собирает матчасть.

«Все внимание к нам семерым, но инженеры работали значительно тяжелее, чем мы, и не получают заслуженного признания», вставил астронавт Карпентер.

«Они – настоящие создатели всего дела… кто кровью потеет над чертежными досками, но остается за кулисами. А затем пришли мы и получили все внимание»

Что касается «матчасти» - это ракета «Атлас» и созданная исследователями тупоносая капсула, высотой 9 футов, шириной 6 футов. Астронавты удовлетворены ею.

«Мы застряли здесь» - реалистичная оценка лейтенант Карпентера. «Тяга “Атласа” поднимет на орбиту тонну, и капсула соответственно ограничена»

«Но, похоже, она даст нам довольно хорошую поездку», заключает Ал.

Что они думают про совершение этой поездки в одиночку?

«Лично я предпочел бы отправиться один. Было-бы чертовский здорово взять с собой одного из техников, чтобы сказать спасибо за все, что они сделали. Но их время настанет позже», ответил лейтенант Карпентер.

«Когда придет время, придется отправиться одному. В кабине просто не будет места для кого-либо еще», завершил коммандер Шепард. «Это должно быть дело для одного»

Эльси Крам

Содержание


Tags: spacejam, Атлас, Гилрут Роберт, Карпентер Скотт, Луна, Меркурий (проект), Спутник-1, Шепард Алан, космическая гонка, космонавтика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments