andreyplumer (andreyplumer) wrote,
andreyplumer
andreyplumer

Category:

На первом месте – безопасность астронавта


2 марта 1960

Спокойный и уверенный, как астронавты, когда они говорят о проекте, «Меркурий» должен войти в учебники, как одно из крупнейших предприятий, которые Америка когда-либо пыталась реализовать.

Хотя-бы потому, что никто ранее не пытался отправить на орбиту пилотируемый спутник.

Кстати, Соединенные Штаты пока-что не вернули с орбиты даже молочной бутылки.

«Честно говоря, я думаю, что эти парни безумцы», прокомментировало одно из светил, работающих с семи астронавтами в принадлежащем НАСА центре в Лэнгли-Филд, штат Вирджиния, «Но приходится признать их храбрость»

«Существует определенный шанс неудачи. Но риски невелики, учитывая цели» - такова оценка 39-летнего Макса Фагета, возглавляющего отдел системы управления проекта «Меркурий», и совершенно уверенного, что человек способен покорить космическое пространство.

А тем, кто считает, что Америка слишком легкомысленно относится к человеческой жизни, даже думая об отправке на орбиту пилотируемой капсулы, мистер Фагет пообещал:

«Здесь нет никаких сомнений – когда мы его туда отправим, то будем полностью уверены в том, что он вернется»

«Мы считаем, что это сложная работа, и мы делаем все, чтобы обеспечить два-три способа возвращения астронавта живым»

Безопасность астронавта стоит на первом месте в планировании еще с тех пор, как проект «Меркурий» зародился в октябре 1958 года, всего через неделю после того, как возникло само Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства.

Был период, сказал мистер Фагет, когда считалось, что человек должен отправиться [пассажиром], как обезьянка, поскольку человек станет иррациональным в странном космическом окружении и не сможет контролировать свои действия.

Много неизвестных поддерживали такое мнение – сколько перегрузок может встретить астронавт и сохранить разум, как он будет реагировать на невесомость и экстремальные перепады температуры и давления?

Однако, эксперименты во всех этих областях убедили планировщиков проекта, что в орбитальном полете человек способен на большее, чем обезьянка.

«В любом случае, до запуска первого человека мы отправим шимпанзе в такое-же орбитальное испытание», объяснил мистер Фагет.

«Есть небольшое опасение, является ли это достаточной проверкой», признал он, «но, к сожалению, мы не может создать космическую ситуацию здесь, внизу»

«Так что, если хотим проверить, может ли человек пережить орбитальный полет и как именно, то нет другого способа сделать это»

С этим согласны готовящиеся к полету астронавты Скотт Карпентер и Ал Шепард.

«Одному из нас надо просто отправиться наверх и выяснить», сказал лейтенант Карпентер.

«Человек никогда ничего не покорил, отправив на разведку мартышку», добавил коммандер Шепард.

И ученые и астронавты также согласны, что предстоит многое сделать до дня в 1961 году, когда с мыса Канаверал будет запущена пилотируемая капсула.

«Это очень плотный производственный график, в котором нет места пустой болтовне. И его очень сложно соблюдать», сказал мистер Фагет.

До сих пор эта бешенная подготовка привела к двум утешительным вехам, сказали астронавты Карпентер и Шепард.

Одной из них стали эксперименты с «Литтл Джо» на принадлежащей НАСА станции на острове Уоллопс, у побережья Вирджинии. Второй – «Биг Джо», на полигоне мысе Канаверал.

«Литтл Джо» - это ракетный аппарат, который может разогнать полномасштабную капсулу примерно до 4’000 миль в час и обладает дальностью почти в 130 миль.

Его цена составляет около одной шестой от цены «Атласа», этого бегемота среди американских ракет, который станет подложенной под астронавта бомбой во время самого космического полета.

В один ветреный день прошлого года, макет капсулы «Меркурий» установили на ракете «Литтл Джо».

За 12 часов до обратного отсчета внутрь капсулы была помещена 6-футовая 40-месячная самка макаки-резуса по имени Мисс Сэм.

Мисс Сэм отправилась, лежа на спине в 125-фунтовой биокапсуле, на сделанной под нее кушетке, также как для каждого астронавта были отлиты кресла к их орбитальному полету в капсуле.

Наверху всего сооружения находился 16-футовой высоты пилон, увенчанный башней спасательной ракеты – важнейшего механизма, на случай, если придется отменить орбитальный полет до выхода на орбиту.

«После взлета, на высоте около 83’000 футов и скорости 5’000 футов в секунду спасательная башня была сброшена», рассказал астронавт Шепард.

«Сама капсула достигла максимальной высоты 280’000 футов и приземлилась примерно в 175 морских милях вниз по курсу от места запуска»

«Судно ВМС выловило капсулу и Сэма примерно через два часа после запуска. Оба были в превосходном состоянии»

Это стало первым большим прорывом. Все внимание публики получила Сэм. Но что касается наблюдавших за ней астронавтов, для них самым важном стало то, что во время 40-минутоного полета на скоростях до 3’600 миль в час система спасения капсулы была успешно проверена на большой высоте.

«По крайней мере, теперь мы знаем, что система спасения сработает, если она нам потребуется», сказал он.

Второе достижение – запуск «Биг Джо» с самим «Атласом» - разогнавший макет капсулы к орбитальным скоростям, но вошедший в атмосферу, вместо выхода на орбиту.

«Биг Джо» был запущен с мыса Канаверал 8 сентября. Полет стал еще одним большим испытанием, поскольку предназначался для определения поведения абляционного щита капсулы; динамики полета; способности противостоять перегрузкам во время полета; системы управления; средств спасения и самой поисковой операции.

«Если кратко, то первый полет “Биг Джо” настолько достиг всех технических целей, что второй был отменен», сказал астронавт Карпентер.

Хотя были отмечены внешние температуры более чем 3’000 градусов, внутри капсулы они никогда не поднимались выше 100 градусов.

Сама капсула промчала 1’300 миль по Атлантическому полигону; поднялась к космосу почти на 100 миль; была дистанционно направленна к Земле; раскрыла свой шестифутовый стабилизационный парашют, как и планировалось, на высоте около 42’000 футов, а главный парашют на 10’000 футов, и погрузилась в Атлантический океан возле Антигуа.

Наблюдательные самолеты были над капсулой спустя два часа, а эсминец выловил ее из воды, в целости и сохранности, через восемь часов после того, как она покинула мыс Канаверал.

«И это тоже утешает», рассказал коммандер Шепард, чьей специализацией в проекте является слежение и поисковые операции.

«До того, как это произошло, мы задумывались, что, может быть, один из нас совершит успешный орбитальный полет только для того, чтобы спуститься в центре океана и утонуть, прежде чем кто-нибудь спасет нас»

Хотя и ставшие прорывами в том, что астронавты порой воспринимают как пугающе медленный прогресс, ни «Литтл Джо», ни «Биг Джо» не ответили на ключевой вопрос – как сам человек отреагирует на ракетный полет?

«Но скоро мы планируем это тоже выяснить до старта на орбиту», объяснил Ал Шепард.

Этот ответ будет получен в этом году, во время «Редстоун»-этапа проекта «Меркурий», начало которого запланировано на июнь.

«Редстоун» - это жидкотопливная ракета, развивающая 75’000 фунтов тяги, обладающая дальностью около 150 миль и скоростью около 4’000 миль в час.

У нее хорошая история надежности и она станет ракетой, используемой в начальных пилотируемых операциях. Она будет запущена с мыса Канаверал и на 1960 год предварительно запланировано восемь пусков ракет «Редстоун».

Связка капсулы с ракетой «Редстоун» пройдет через беспилотные полеты и полеты с животными, прежде чем астронавту позволят подняться на борт.

«В настоящий момент мы больше возбуждены испытаниями “Редстоуна”, чем самим “Атласом”», признался коммандер Шепард. «Во многом, они более важны»

«Астронавт, который полетит на “Редстоуне”, станет первым человеком, полетевшим на ракете. У него появится шанс проверить ракету, подвергнуться перегрузкам взлета, почти пятиминутной невесомости, а также перегрузкам при входе в атмосферу»

«И», прокомментировал Пол Парсер, помощник Роберта Гилрута, директора проекта «Меркурий», «первый человек на “Редстоуне” поднимется в пять раз выше, чем кто-либо до этого, и значительно быстрее»

«Она продлится всего около 15 минут, но это будет та еще поездка», предсказал лейтенант Карпентер.

Нет гарантии, что первый человек на «Редстоуне» также получит приоритетное право на полет на «Атласе».

Все астронавты должны совершить полет на «Редстоуне», объяснил коммандер Шепард. Но они не представляют, чье имя окажется на первом билете на «Атлас».

На самом деле, астронавтам придется отойти в сторону и дать обезьяне честь полететь на орбиту в первом полете «Атласа».

Поскольку предстоит по крайней мере одно успешное возвращение беспилотной капсулы «Меркурия», - а может быть и больше, - с шимпанзе в космической колеснице, прежде чем астронавт будет запущен в «Атласе».

«Все эти испытания могут выглядеть немного утомительными», сказал тихий мистер Гилрут, «но таков план, и я думаю, что он превосходен»

«Мы не планируем никаких аварий и делаем все, что в наших силах, чтобы минимизировать риски»

«Нам надо продемонстрировать, что у нас имеется работающая технология, прежде, чем мы отправим человека в орбитальный полет. Он запланирован на следующий год, но это план при отсутствии ошибок»

«Мы не будем знать, удастся ли соблюсти график, пока не соберем вместе человека, капсулу и ракету на пусковой площадке»

Он отказался сообщить запланированную дату.

Как человек, в чьих руках орбитальный полет, мистер Гилрут осознает нетерпение, с которым американское общество воспринимает проект «Меркурий».

«Но я считаю, что значение вопроса “когда” преувеличено. Настоящая причина проекта – это увидеть, как человек сможет приспособиться к орбитальному полету, как хорошо сможет наблюдать Землю и небесные тела, управлять капсулой, поддерживать связь и делать фотографии»

«Фактически, “Меркурий” – это просто необходимый первый шаг к более сложным планам исследования космоса. Последуют более длительные полеты к другим планетам, которые могут длиться сутки и недели»

«Слишком многие американцы беспокоятся о том, чтобы мы опередили Советы на орбите. Если первым будет советский космонавт, лично моей реакцией станет желание поздравить его и надежда на то, что он даст нам собранные им данные. Но это никак не изменит наш основной план», завершил он.

«Мы не можем и не отправимся, пока не будем готовы», заявил он.

Эльси Крам

Содержание


Tags: spacejam, Атлас, Биг Джо, Гилрут Роберт, Карпентер Скотт, Литтл Джо, Меркурий (проект), Мисс Сэм (обезьянка), Парсер Пол, Редстоун, Фагет Макс, Шепард Алан, космическая гонка, космонавтика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments