2 апреля 1960
Женева. Соединенные Штаты предложили сегодня открыть свои площадки для запуска спутников перед советской инспекцией, при условии, что Советский Союз в ответ поступит также. Первая советская реакция была негативной.
Представитель США, Фредерик М. Итон, сделал это предложение пытаясь вывести из трехнедельного тупика конференцию 10 стран по разоружению.
Мистер Итон призвал к постоянному запрету ядерного оружия в космосе и к простой системе проверки на местах, для предотвращения нарушений запрета. Он также предложил обменяться данными радарного слежения, для дополнения контроля над пусковыми площадками.
Советский делегат, Валериан Зорин, отверг предложение, как бессмысленное, и сказал на конференции, что Кремль желает полного принятия четырехлетнего советского плана по всеобщему всемирному разоружению.
Итон сказал, что необходимы экстренные меры, чтобы спасти человечество от угрозы космической войны, прежде, чем станет слишком поздно. Он предупредил, что разработка спутников с ядерным оружием может скоро пройти точку невозвращения. За этой точкой, по его словам, контролируемый запрет подобного вооружения может оказаться практически невозможным из-за множества стран, обладающих необходимыми технологиями.
Мистер Итон предложил, чтобы он и мистер Зорин собрались вместе во время текущей конференции для обсуждения запрета космических вооружений, что в конечном итоге может быть положено в общий договор о разоружении.
В настоящее время только Соединенные Штаты и Советский Союз обладают средствами и знаниями для запуска в космос военных аппаратов. Мест запуска сравнительно немного в обеих странах и контроль может быть обеспечен горстью инспекторов, сказал мистер Итон.
В Соединенных Штатах пусковые сооружения существуют только на мысе Канаверал и на базе ВВС Ванденберг. Как полагают, у Советского Союза тоже имеется два или три места запуска космических аппаратов.
Мистер Итон сказал, что около 30 инспекторов смогут посетить место запуска, какая-бы страна не уведомила заранее о запуске космического аппарата. Он подчеркнул, что эта программа ни в коем случае не помешает национальным космическим программам, имеющим научные и другие мирные цели.
Содержание
