andreyplumer (andreyplumer) wrote,
andreyplumer
andreyplumer

Category:

Ответ на этой неделе? Сможет человек пережить возвращение в атмосферу?


24 июля 1960

Многие месяцы и СССР и США энергично готовятся отправить первого человека в космическое пространство и вернуть его живым обратно. Но ни одна из сторон пока что не произвела пилотируемый запуск – или, если Советы это сделали, то хранят молчание. Чем вызвана задержка? Здесь, основанные на интервью с астронавтами США, некоторые из ответов.

Со дня на день, почти с часу на час, астронавты Америки узнают ответ на загадку № 1 космической гонки с СССР.

Вопрос:

Сможет человек, возвращаясь на Землю после того, как пронесся вокруг мира в ракете, разогнавшей капсулу до 17’400 миль в час, пройти через великий тепловой барьер и выжить?

До сих пор ни США ни, насколько известно, СССР, не преуспели в благополучном возвращении с орбиты чего-либо – головной части ракеты, или капсулы пассажирского размера.

Без каких-либо исключений, каждый аппарат, запущенный на орбиту, либо пролетел в космическом пространстве миллионы миль, либо сгорел при возвращении в атмосферу Земли.

Теперь, вероятно на этой неделе, на мысе Канаверал предстоят критически важные испытания.

От их успеха или провала зависит следующая стадия мук астронавтов в ожидании того, они или Советы станут победителями в натиске человека на космос.

С семью астронавтами под рукой, в качестве зрителей, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) подготовило сцену для испытания по входу в атмосферу, используя ракету «Атлас» для запуска с мыса Канаверал беспилотной капсулы «Меркурий» на 1’800 миль вдоль Атлантического ракетного полигона.

Хотя капсула, в данном случае, не выйдет на опоясывающую Землю орбиту, она пройдет через полномасштабные условия входа в атмосферу, нырнув с высоты 100 миль в так называемый «тепловой барьер» со скоростью быстрее винтовочной пули.

Что происходит, когда капсула врезается в покров Земли из плотной атмосферы – за несколько секунд замедляющей ее с 17’400 миль в час до 700 миль в час – вероятно лучше всего описывается выражением «как езда сквозь кирпичную стену».

Подполковник Джон А. Пауэрс, офицер проекта «Меркурий», отвечающий за связь с прессой, сказал, что по мнению ученых НАСА они наконец решили тепловую проблему, основываясь на результатах схожего испытания с ракетой «Атлас» 9 сентября.

В том тесте капсула «Меркурий» достигла высоты 100 миль, прошла через максимальную температуру в 3’000 градусов Фаренгейта, пробиваясь сквозь тепловой барьер, и была найдена неповрежденной в 1’300 милях по курсу над Атлантикой.

Несмотря на огромный жар, возникший снаружи капсулы, приборы показали, что температура внутри капсулы никогда не превышала 100 градусов (Фаренгейта – П.).

Но эксперимент от 9 сентября не был полностью успешным. Ракета первой ступени - гигантский «Атлас» - не смогла вовремя отделиться от капсулы «Меркурий», в результате чего капсула набрала скорость всего 16’000 миль в час – примерно на 2’400 миль медленнее, чем скорость входа с орбиты.

Насколько большую разницу эти 2’400 миль в час вызывают в нарастании жара станет важным вопросом в предстоящих испытаниях.

Астронавты, опрошенные в штаб-квартире их рабочей группы на базе ВВС Лэнгли, штат Вирджиния, разделились в мнениях о том, действительно-ли Советы пытались совершить пилотируемый космический запуск.

Во время интервью разговор повернул к советскому достижению от 15 мая по отправке на орбиту предположительно «манекена астронавта» на борту 4 ½-тонного космического корабля.

«Мое личное мнение в том, что он нес человека, а не манекен», сказал полковник Пауэрс.

37-летний коммандер ВМС Уолтер М. Ширра-младший, один из астронавтов, сказал: «Думаю, там не было человека»

Все гадают, содержат ли останки советского аппарата - который позже развалился на девять фрагментов, парящих вокруг Земли – безжизненное тело советского астронавта (Советы называют их «космонавты»).

Несмотря на советское объявление, что не будет сделано попытки вернуть капсулу, сенатор Генри М. Джексон (демократ от штата Вашингтон), член сенатского комитета по делам вооруженных сил, сказал 19 мая Сенату:

«Имеются растущие основания подозревать, что человек может сидеть в советском космическом корабле, кружащем сейчас вокруг планеты… и что Советы вскоре могут попытаться вернуть этого человека живым на Землю»

Но передача московского радио от 15 мая процитировала ведущего советского ученого в области космоса, доктора Л. И. Седова, президента Международной федерации астронавтики, сказавшего: «Проблема безопасного возвращения на Землю еще не решена».

В любом случае, советские ракетные испытания большой дальности, проведенные в середине Тихого океана в начале этого месяца, свидетельствуют, что сейчас Советы могут пытаться нокаутировать США в преодолении проблемы входа в атмосферу.

Московское объявление намекнуло на многое, сказав, что головная часть запуска «адаптирована для прохода через плотные слои атмосферы».

Полковник Пауэрс сказал, что если предстоящие испытания НАСА по входу в атмосферу окажутся успешными – если однотонная капсула «Меркурий» будет найдена невредимой после проникновения свозь тепловой барьер, – то часы целеустремленно пойдут к следующему этапу.

В конце этой осени, после предварительных испытаний с обезьянами в качестве пассажиров, одного или более астронавтов запустят с мыса Канаверал в баллистический полет над атлантическим полигоном.

Затем, где-то в 1961 году, согласно нынешнему расписанию, настанет первая попытка отправить астронавта за 4 ½ часа совершить три витка вокруг Земли и вернуть его живым в воды возле Пуэрто-Рико.

Хотя и жаждущим опередить в космосе Советы, усердно тренирующимся астронавтам предстоят дальнейшие изнурительные испытания, исследования и путешествия перед финальным обратным отсчетом.

Трое из семи недавно получили повышение – первое для них с тех пор, как более года назад они присоединились к этой элитной группе.

ВМС повысили 36-летнего остряка Алана Б. Шепарда из Ист-Дерри, штат Нью Хэмпшир, до полного коммандера и подняли 35-летнего Малколма С. Карпентера из Булдера, штат Колорадо, с лейтенанта до лейтенанта-коммандера.

ВВС возвысили 36-летного Дона К. Слейтона из Спарты, штат Висконсин, с капитана до майора.

Все семеро - опытные пилоты реактивных самолетов, выбранные за свое мастерство, нервы и интеллект. Подполковник Джон Х. Гленн-младший, единственный морской пехотинец в группе, совершил 149 боевых вылетов во время Второй мировой войны и Корейской войны. Он пять раз награжден крестом отличия за выдающиеся летные заслуги.

«Это долгий путь, но настрой у них потрясающий», сказал Пауэрс.

«Некоторые критики похоже думают, что мы едва волочим ноги. Они говорят, что будет еще один сокрушительный удар по американскому престижу, если Советы отправят человека в космос раньше, чем это сделаем мы»

«Они забывают, что Советы скрывают свои ошибки. Мы – нет.»

Гленн сказал: «Если-бы мы просто хотели засунуть человека в жестянку и отправить его вверх, то мы давно могли бы это сделать. Все немного сложнее. То, что пытаемся найти, так это то, что человек может, а чего не может в космосе – и вернуть его живым»

«Да, так», кивнул Пауэрс. «Это осторожный, пошаговый процесс. Мы тратим 350 миллионов долларов, чтобы отправить человека в орбитальный полет, и когда мы это сделаем, то это станет единственным величайшим шагом в развитии полетов, с тех пор, как человек начал летать»

«Технические сложности огромны», продолжил он. «Порядка 2’000 компаний, например, вовлечены в разработку одной только капсулы “Меркурий”»

«А как тренировать астронавта к тому, чего ни один человек до этого не делал, и готовить его встретиться с тем, чего ни один человек до этого не испытывал? Вот некоторые из вещей, о которых нам необходимо думать»

Пауэрс отрицает, что программа «Меркурий» по отправке человека в космос, начавшаяся в октябре 1958 года, замедлилась из-за каких-то крупных проблем.

Разговор повернулся к тому, какие виды, если они будут, предстанут перед первым человеком в космосе, когда он помчится вокруг Земли на высоте 120 миль.

«Если мы смотрим прямо вниз, мы сможем увидеть отражение света от Земли», сказал Гленн. «Мы даже сможем увидеть идущую через пустыню асфальтированную дорогу. Смотря вверх, думаю, мы сможем увидеть звезды».

Капитан ВВС, 34-летний Вирджил Гриссом, из Митчелла, штат Индиана, ветеран 100 боевых вылетов в Корее, сказал, что у них пари с Гленном по одному из аспектов полета на орбите.

Гриссом: «Спорю на стейк, что мы не сможем увидеть каких-либо звезд».

Гленн: «Пожалуй, поставлю бутылку виски (fifth of whisky – П.) на это».

Ширра (Гленну): «Думаю, ты рискуешь из-за этого стейка, Джон»

Гленн, похудевший с 208 до твердокаменных 170 фунтов с начала программы, сказал, что все астронавты бросили курить и пить, в рамках своего спартанского режима по подготовке к дню старта.

С кривой ухмылкой зеленоглазый морской пехотинец указал на плакат возле своего стола: «Бросил пить, бросил курить, бросил женщин. Теперь бросаю камешки»

Гленн сказал, что астронавты пытаются стать свидетелями как можно большего числа ракетных запусков, прежде чем кто-либо из-них – еще не выбранный – взберется на борт, в качестве первого пассажира.

«Чем больше ты знаком с запусками, тем менее потрясающими они выглядят», сказал он, но добавил задумчиво:

«Не думаю, что они перестанут быть довольно впечатляющими, особенно если подумаешь о себе, сидящем наверху этой ракеты, ждущим запуска в космос».

Роджер Грини

Содержание


Tags: spacejam, Атлас, Гленн Джон, Гриссом Вирджил, Джексон Генри, Карпентер Скотт, Меркурий (проект), Пауэрс Джон, Седов Леонид, Слейтон Дональд, Шепард Алан, Ширра Уолтер, космическая гонка, космонавтика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments