17 апреля 1961
Вашингтон. У президента Кеннеди имеется отличная возможность дерзостью победить бюрократию в разработке ракеты-носителя, способной бросить вызов Советам. Он уже начал движение к исправлению главной причины, по которой мы так сильно позади Советов, а именно – того факта, что у СССР имеется ракета-носитель с тягой 850’000 фунтов, а у нас – с тягой только 135’000 фунтов.
От того, что сделает Кеннеди дальше, может зависеть советский ли человек, или американец достигнет Луны.
Советы уже далеко впереди и потребуются решительные и дорогостоящие меры, чтобы догнать их. Однако, то, что Кеннеди придется сделать, так это решить важный спор внутри министерства обороны и космического агентства о жидко- и твердо- топливных ракет. Вот в чем заключается проблема:
Жидкое топливо – огромный движитель «Сатурн», на который Эйзенхауэр в начале не давал достаточно средств, но которому Кеннеди уже придал приоритет, разовьет 1’500’000 фунтов тяги. Он сможет запустить в космос гигантские спутники, вместо баскетбольных мячей.
Но он не будет готов до 1964 года.
Твердое топливо – некоторые эксперты заявляют, что твердотопливный носитель с тягой 1’000’000 фунтов может быть готов к концу этого года. Другие ученые не согласны. Хью Л. Драйден, заместитель директора Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, полагает, что твердотопливный двигатель не может быть готов до 1964 года.
Однако, ученые, требующие твердотопливного двигателя, заявляют, что в прошлом он показал себя хорошо, имея в виду ракеты «Поларис» и «Минитмен». Они стали отличным примером.
Вот проблема, ждущая решения президента Кеннеди.
Пока что он выделил $3’100’000 на твердотопливные исследования, против $168’000’000 уже потраченных на жидкотопливный «Сатурн», плюс дополнительных $78’000’000, которые только что были запрошены.
Сторонники «Сатурна» заявляют, что, используя его в качестве основания, они смогут к 1971 году разработать еще один гигантский носитель – «Нову» - с 6’000’000 фунтами тяги, способную достичь Луны. Сторонники твердого топлива заявляют, что смогут к началу 1964 года построить двигатель с тягой 21’000’000 фунтов.
Кто-бы ни был прав, факт в том, что гонка к Луне не может ждать. Историки запомнят 1961 год, не как год, который сбалансировал бюджет, но как год, который отправил человека в космос. А тот год, который отправил человека к Луне, будет еще более важен.
Дрю Пирсон
Содержание
