2 мая 1961
Мыс Канаверал, штат Флорида. Во вторник Соединенные Штаты по крайней мере на 48 часов задержали свою первую попытку отправить человека в космос, чтобы не подвергать угрозе жизнь астронавта Алана Б. Шепарда, запуская его в облачное небо.
Решение об отмене запуска, изначально запланированного на 4 утра по тихоокеанскому времени, было принято в 5:35 утра, после того, как 37-летний Шепард, пройдя финальные медицинские тесты, забрался в серебристый космический скафандр.
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства из соображений безопасности установило минимальные требования к погоде как на мысе, так и в районе возвращения в Атлантике.
Полет должен был поднять Шепарда на 115 миль в космос и на расстояние в 290 миль.
Когда стало очевидно, что постоянная облачность не разойдется к 8 утра по тихоокеанскому времени – последней границы для запуска во вторник – официальные лица отменили запуск до четверга.
По словам метеорологов, прогноз на четверг хороший. Шепард, коммандер ВМС из Ист-Дерри, штат Нью-Гемпшир, вернулся в квартиры персонала в большом ангаре «Меркурия», чтобы переждать следующие два дня.
Шквалистая погода, установившись в понедельник, время от времени заливала мыс с утра понедельника, часто прерывая финальный 390-минутный обратный отсчет.
Ученым необходима ясная видимость, чтобы в критические моменты после запуска они могли вести визуальное наблюдение и были готовы запустить механизм спасения Шепарда при первых признаках какой-либо проблемы.
Шепард, спокойный, философски настроенный парень, с военной стрижкой и уверенным видом, по-прежнему оставался №1 для следующей попытки в четверг.
Его «запасным», готовым отправиться, если что-либо случится, был подполковник морской пехоты 39-летний Джон Х. Гленн-младший, боевой летчик из Нью-Конкорда, штат Огайо.
Ракете оставалось 2 часа и 20 минут до нуля, когда было принято решение о переносе запуска.
Топливо поступило в баки «Редстоуна». Не случись этого, еще одна попытка могла быть совершена в среду. Потребуется два дня после опустошения баков, чтобы снова подготовить их к запуску.
Если старта не будет до субботы, то задержка станет неопределенной длительности, сообщили официальные лица НАСА. Кораблям, курсирующим в спасательном районе и готовым выловить космическую капсулу после ее спуска в воду, придется вернуться в порт за топливом, едой и другими запасами.
Если Шепард оставался спокойным, как об этом сообщается, то только у него были крепкие нервы на мысе Канаверал. Напряжение росло, особенно среди людей, преданных проекту «Меркурий», и тяжело работавших ради этого дня.
Объявление о переносе запуска, услышанное через автомобильные радио, разочаровало тысячи людей, собравшихся на пляжах за пределами испытательного ракетного центра, надеясь быть рядом, когда один из их соотечественников взмоет по пути, который в конечном итоге приведет к Луне, а возможно и дальше.
Хотя краткий суборбитальный полет Шепарда не сравнится с достижением советского Юрия А. Гагарина, который совершил виток вокруг Земли, это будет крупный шаг к преодолению огромного космического преимущества, полученного рано стартовавшими Советами.
Расписание США предусматривает человека на орбите к концу этого года, в капсуле, запущенной «Атласом» - более мощной ракетой, чем «Редстоун».
Но полет «Редстоуна» предъявит суровые требования к умственной и физической силе человека. Он подвергнет пилота сокрушительным перегрузкам, достигающих при возвращении на Землю 11-кратной силы гравитации, а также даст ему пять минут странного чувства невесомости. Он определит реакцию человека на скорости до 5’000 миль в час в тесных условиях капсулы.
Колоколообразное устройство девять футов в высоту и шесть футов поперек его круглого основания, является космически кораблем, а его внутренность знакома семерым американским астронавтам также, как они знают свои гостиные. Они провели внутри многочисленные тренировки и запомнили лабиринт лампочек, переключателей, кнопок.
Закаленный часами в камерах низкого давления, аэродинамических трубах, кружащих центрифугах, горячих и холодных комнатах, а также сверхзвуковыми реактивными струями, Шепард, как было сообщено во вторник, находился в превосходной форме для полета.
Когда придет время, он будет знать, что приняты все меры, чтобы минимизировать опасности, но этот первый шаг в космос не может быть сделан без риска для его жизни.
Содержание