9 мая 1961
Вашингтон. Астронавт Алан Б. Шепард-младший готовился сегодня «пролететь» свой исторический полет с самого начала, не покидая Земли.
С одобрительными возгласами страны, все еще эхом звучащими у него в ушах, 37-летний герой был отправлен вчера отсюда назад в подготовительный центр Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства(НАСА) в Лэнгли-Филд, штат Вирджиния.
Там он заберется в симулятор космического полета и повторит полет на высоту 115 миль, совершенный им в прошлую пятницу с мыса Канаверал, штат Флорида, чтобы стать первым американцем, покинувшим атмосферу Земли.
Позже на этой неделе он снова войдет в симулятор, чтобы выполнить еще одну имитируемую миссию. В это время ему придется отвечать на внезапные «чрезвычайные ситуации», которые могут случиться в грядущих космических полетах.
Ученые НАСА сказали, что главными целями этого является определение следующего:
- может ли подготовительная программа быть сделана более реалистичной для будущих космических пилотов США;
- повлиял ли каким-либо образом 15-минутный космический скачок, совершенный коммандером Шепардом, на его реакции.
Ученые ожидают, что ответом на оба вопроса будет «нет». Но они хотят удостовериться, прежде, чем другой астронавт будет отправлен – вероятно в конце следующего месяца – в путешествие, схожее с полетом коммандера Шепарда.
За этими имитируемыми миссиями последуют полномасштабные мозговые штурмы, во время которых к коммандеру Шепарду присоединятся большинство других астронавтов, летный хирург Уильям Дуглас и психолог Роберт Б. Воас, чтобы пересмотреть опыт пятничного полета.
Первый космонавт страны продемонстрировал вчера миллионам американцев, что он настолько же хорош, как оратор, стоя перед публикой, насколько он хорош, сидя в уединении своего космического корабля.
Коммандер Шепард раскрыл, что он не был таким спокойным и невозмутимым, каким выглядел перед своим пятничным полетом. Он признался, что испытывал «некоторое опасение» и «не был уверен, что отдохнул» в ночь перед полетом.
Спрошенный, почему он так тщательно осматривал свою пусковую ракету перед погрузкой на борт, он ответил, что «осознал, что могу больше никогда не увидеть эту ракету снаружи, поэтому хотел осмотреть ее».
Однако, оказавшись в капсуле астронавт сказал, что у него «было очень мало времени на размышления». Даже когда запуск был задержан – из-за угрожающей погоды и необходимости заменить неисправное электрическое устройство, которое могло погубить ракету, он был настолько занят «работая с переключателями» и выполняя другие обязанности обратного отсчета, что не мог думать ни о чем другом.
Самой суровой частью было возвращение, когда возросшие перегрузки сделали его весящим чуть менее 11-кратной величины его обычного веса. Но, добавил он, это не было настолько плохо, как то, что он испытывал во время тренировок в высокоскоростной вращалке, называемой центрифугой.
[…]
Джон Троян
(см. под фото)
Содержание