24 сентября 1961
Хантсвилль, штат Алабама. Имеются ли у Соединенных Штатов - которые теперь прочно и официально сделали космические ставки против Советского Союза - хорошие шансы на победу в гонке к Луне?
Да, «шансы хорошие», но все же шансы.
Таково мнение доктора Вернера фон Брауна, а пока еще никто не обвинял этого урожденного в Германии ракетного-космического эксперта в чрезмерном оптимизме.
Фон Браун – директор расположенного здесь Центра космических полетов имени Джорджа С. Маршалла Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства.
Он возглавляет так называемую германскую команду, которая разработала ракеты «Фау-2» Второй мировой войны, ввела Соединенные Штаты в область баллистических ракет большой дальности, запустила первый американский искусственный спутник Земли и обеспечила Соединенные Штаты ракетой для первого пилотируемого космического полета.
После пространного 70-минутного интервью с фон Брауном можно также сообщить следующее:
1. Акцент подхода США к космической гонке претерпел радикальный сдвиг от чисто научного к практическому;
2. Один шаг, потребляющий время и деньги при разработке больших носителей, вероятно будет пропущен, сэкономив возможно до двух лет в графике посадки на Луне;
Президент Кеннеди подтвердил 25 мая в специальном обращении к Конгрессу, что Соединенные Штаты находятся в космической гонке:
«Теперь для нашей страны настало время занять явно ведущую роль с космическими достижениями, которые во многом определяют наше будущее на Земле», сказал Кеннеди.
Но слова не строят космические корабли. Со стороны не видно существенного ускорения космической программы после 25 мая.
«У Соединенных Штатов – у НАСА – не было чрезвычайной программы полета к Луне, к тому моменту, когда президент выступил с этой речью», сказал фон Браун.
«Однако, у нас были эти месяцы», продолжил он, «чтобы прийти к плану, который мы сейчас создаем. Теперь нам довольно ясно, каким путем мы идем».
«Я не признаю поражения в настоящий момент. У нас хорошие шансы. Нам и Советам нужно разработать новое оборудование. Обоим сторонам нужно создать совершенно новую технологию».
Вот американская программа:
Три различные ракетные конфигурации смешаны под общим названием проект «Сатурн».
Первая конфигурация – это имеющая 1.5 миллиона фунтов тяги первая ступень со второй ступенью тягой 90’000 фунтов. Связка известна как «Конфигурация-1», сокращенно «С-1».
С этой двухступенчатой ракетой Соединенные Штаты могут отправить 20’000-фунтовый груз на 300-мильную орбиту.
Вторая ракета, или «С-2», это трехступенчатый вариант, с первой ступенью такой-же как у «С-1», второй ступенью тягой 800’000 фунтов и третьей ступенью тягой 90’000 фунтов.
«С-2» сможет отправить 45’000 на орбиту вокруг Земли, запустить пилотируемый корабль на орбиту вокруг Луны, или доставить комплект приборов на Луну, Венеру или Марс.
У «С-3» будет совершенно новая первая ступень тягой 3 миллиона фунтов и такие же верхние ступени, как у «С-2».
Эта «пташка» очевидно способна сделать все, на что способна «С-2», а также больше. Она может отправить капсулу с экипажем из трех человек на орбиту вокруг Луны.
Имея грузоподъемность более 30 тонн, она может использоваться для сборки в космосе лунной посадочной ракеты. Она не способна посадить человека на Луну и вернуть его назад.
Прямому пилотируемому полету к Луне и назад придется подождать «Новы» с тягой 12 миллионов фунтов.
В свете советского лидерства в космосе, было ли ошибкой ставить национальный престиж на космическую гонку?
«Я думаю», сказал фон Браун, «вам нужно определить, что вы подразумеваете под лидерством в космосе. Существуют области, в которых мы впереди».
«Советы, к примеру, никогда не демонстрировали ни малейшего интереса к коммуникационным и метеорологическим спутникам. Я бы сказал, что запущенные нами спутники принесли значительно больше научных знаний».
«Очевидное советское лидерство», продолжил он, «в пилотируемом космическом полете и грузоподъемности».
«Их потенциал роста значительно больше нашего, поскольку их оборудование построено с использованием стандартных технологий, на стандартном оборудовании. Я крайне не согласен с теми, кто скажет, что их ракеты толще наших, но наши умнее».
«Мы миниатюризовали наше оборудование, а миниатюризация сокращает надежность. Думаю, нужно согласиться, что в области пилотируемого космического полета мы значительно позади - на годы».
Значит ли это, что мы навсегда будем позади?
«Технологическое развитие», сказал фон Браун, «совершается квантовыми скачками. Нельзя все время быть впереди».
«Несколько лет назад военные полагали, что нам нужен межконтинентальный бомбардировщик. Лучшее, что могло быть построено, это “Б-36”. Никому он по-настоящему он не нравился, но это было наилучшее решение, которое в то время могли предложить технологи».
«Теперь “С-1” представляет собой такой же компромисс, каким был “Б-36”. Это наилучшее решение, которое позволяет современная техника, и которое может быть построено в настоящее время».
Браун приостановился. «Я думаю», продолжил он, «что “С-2” будет отменен. Полагаю, мы можем перейти сразу от “С-1” к “С-3”».
Это стало первым авторитетным сообщением о том, что Соединенные Штаты могут попробовать удвоить возможности первой ступени одним большим скачком.
Кеннеди теперь президент на протяжении семи месяцев. Что случилось?
«Произошло что-то довольно фундаментальное», сказал фон Браун. «НАСА при президенте Эйзенхауэре имело задачу по разработке надежной и последовательной научной программы. Не допускалась никакая гонка с Советами».
«В результате, на первое место вышли научные интересы. Психологическое воздействие на мир игнорировалось. Это был последовательный и честный подход».
«Думаю, фундаментальная вещь заключается в том, что президент Кеннеди заставил нашу страну сделать ставки и мы намерены выиграть».
«Фокус сместился. Теперь мы говорим с более практической точки зрения».
Кто впереди?
«Ну», сказал фон Браун, «в самых первых задачах (орбитальное путешествие), у них явное лидерство. Наши шансы связаны с долгосрочными проектами, где обоим сторонам нужны новые технологии. Даже если Советы опередят нас, мы просто не можем позволить себе что-либо иное, чем энергичная программа».
Что Соединенные Штаты могут сделать для ускорения в этой гонке?
«Существуют некоторые области», сказал фон Браун, «в которых мы должны серьезно пересмотреть процедуры. Заключение контрактов – одна из них».
«В этой области частная промышленность полностью зависит от денег налогоплательщиков. Это поднимает множество вопросов о политическом влиянии и фаворитизме».
Как результат, сказал фон Браун, заявки на каждые контракты НАСА подают любые возможные подрядчики.
«Затем у нас идут длительные дискуссии», сказал фон Браун, «со всевозможными подрядчиками - с подрядчиками, у которых как нам известно, нет ни малейших шансов на успех».
«Это поглощает много времени, а когда все заканчивается, вы все равно продолжаете иметь дело с теми же подрядчиками, с которыми работали и раньше. Но все равно, вам приходится пройти через то, что авиадиспетчеры называют “исключением сапожников из авиатрафика”».
«Если сравнить с Советами, то скажу вам: в СССР нет частной промышленности и не существует конфликта интересов».
«Наши крупные игроки промышленности являются таким же национальным достижением, как любая советская команда. Мы не можем позволить нашим командам сражаться между собой. Мы должны рассматривать их как часть нашей экономики, которая должна классифицироваться как национальное достояние»
«Другая область, на которую нам следует тщательно взглянуть, это вопрос безопасности. Вы можете вычеркнуть себя из космической гонки, выдвигая нереалистичные критерии».
«Чарльз Линдберг перелетел Атлантику в одномоторном самолете. Если бы Линдберг отправил план своего полета некоторым из наших специалистов по безопасности, то они бы не позволили ему лететь. Они бы потребовали, чтобы он дождался разработки четырехмоторного самолета…»
Перед тем, как одобрить бюджет НАСА на 1962 год размером $1.671 миллиарда, Конгресс убрал $75 миллионов из средств на исследовательско-конструкторские работы, а также сократил на $20 миллионов средства на зарплату и расходы.
В сравнении с общим бюджетом, это кажется незначительными сокращениями, но фон Браун так не считает.
В результате этих на первый взгляд небольших вычетов возникнет неопределенный сдвиг в расписании лунного полета.
Конгресс одобрил эти сокращения 7 августа – в тот день, когда майор Герман Титов совершил 17 витков вокруг Земли в советской космической капсуле.
Бем Прайс
Содержание
