7 октября 1957
Два года назад президент Эйзенхауэр объявил спутниковую программу Америки для Международного Геофизического Года. Почти немедленно вперед выступили Советы со своими собственными планами, и началась гонка в космос. Теперь Советы выиграли – с легкостью и раньше, чем ожидалось. В космос вышел первый спутник – здоровый, 180-фунтовый, обращающийся вокруг Земли на скорости 17’000 миль в час и беспристрастно бибикающий на Москву и Манчестер. Это событие является поворотным моментом технологического прогресса человека, и будет грубо не удостоить советских ученых поздравлений, которых они, несомненно, заслуживают.
Конечно, тревожно, что Советы так сильно опередили Запад – и в особенности Соединенные Штаты – в ракетостроении. Искусство запуска спутников на орбиту имеет неприятное родство с запуском межконтинентальных ракет. Советы уже объявили успешный запуск МБР, но объявление было так сформулировано, что из него можно было сделать почти любой вывод. Сейчас свидетельство советского лидерства находится не в коммюнике ТАСС, но примерно в 560 милях над поверхностью Земли, видимое и слышимое всеми. Только директор Смитсоновской астрофизической обсерватории в Вашингтоне был реалистичным, сообщив, что спутник «указывает на советский потенциал в ракетной области». Несомненно, этот комментарий выглядит более разумным, чем у адмирала Роусона, главы военно-морских операций США, который назвал спутник «куском железа, который почти любой может запустить». Конечно, это больше, чем просто кусок железа. В манере настолько небрежной, что выглядящей почти намеренной, Советы дали понять, что спутник может быть оснащен камерой и может передавать фотографии на Землю. Область применения очевидна. Но, возможно, важно, что это заявление было сделано в Каире – в районе хорошо восприимчивом для советской пропаганды. У фотографий, сделанных с расстояния в 560 миль, невелика стратегическая ценность.
Конечно, нет причин полагать, что Советы сохранят свое лидерство. Это была гонка ноздря в ноздрю – и ничего более. Все свидетельствует, что советские ученые соблюдают правила Международного Геофизического Года. Они попросили западного содействия в трассировке спутника и повторили свое обещание поделиться информацией, полученной от его полета. Если новые знания действительно будут свободно и полностью распространяться, это станет хорошим знаком международного сотрудничества в том, что может стать величайшим предприятием человечества – исследованием космоса. Если, с другой стороны, все сигналы спутника будут автоматически засекречиваться, как военная тайна, прогноз может быть угрожающим. В любом случае, Западу не следует ослаблять своих усилий в исследовательском и технологическом развитии.
Содержание