26 октября 1957
Балтимор. Успех или неудача первой попытки США запустить полномасштабный спутник на орбиту в 300 милях над Землей определятся через 10 минут после того, как трехступенчатая ракета стартует со стартовой платформы во Флориде.
Это время необходимо чтобы 11-тонный «Авангард» достиг орбитальной высоты и скорости, а ее 11-дюймовая сфера начала, вращаясь, свой путь вокруг Земли.
Мощь ракетного двигателя первой ступени поднимет «Авангард» с его стартовой позиции на мысе Канаверал. Необходима тяга в 27’000 фунтов, чтобы оторвать 22’000-фунтового монстра от земли.
Медленно и драматично, 72-футовая ракета поднимется вертикально в воздух – если все пойдет, как запланировано. С момента начала подъема, ученые и инженеры, которые задумали, сконструировали, построили, а затем нажали кнопку запуска «Авангарда», не смогут изменить инструкции, которые они ранее передали космическому гиганту.
Но «Авангард» будет следовать собственным мыслям.
В отличие от систем, которым необходим наземный радар и наземные компьютеры для передачи корректирующих команд, навигационная система «Авангарда» будет целиком находиться внутри ракеты. Курс и расписание операций будут предустановленны в электронном мозгу «Авангарда». Любые отклонения автоматически включат корректировку для возвращения ракеты на предопределенный путь.
Двигатели первой и второй ступеней, построенные корпорацией «Аэроджет Дженерал» из Азузы, штат Калифорния, будут установлены на карданных подвесах, или универсальных шарнирах. Это позволит наклонять их на три градуса в любом направлении.
Поскольку у «Авангарда» нет стабилизаторов – из-за экономии веса – установленные на подвеске двигатели позволят не только поворачивать, но и обеспечат стабилизацию.
Через десять секунд после старта, «Авангард» поднимется на одну милю вверх. Автопилот затем постепенно наклонит ракету на ее изгибающуюся к востоку траекторию над Атлантическим океаном.
Всего через 2 ½ минуты после старта, ракета достигнет высоты от 35 до 40 миль и будет двигаться со скоростью 3’700 миль в час. В это время, 44-футовая первая ступень израсходует свое топливо и отделится от второй и третьей ступеней с помощью шести пироболтов.
Немедленно запустится ракетный двигатель второй ступени. Секунды спустя, увенчанный титаном носовой конус, изготовленный из асбестового пластика, крепкого как металл, разделится на половины и отпадет. Так откроется блестящий спутник. Носовой конус, помимо сглаживания ракеты-носителя, защищает спутник от трения во время подъема сквозь плотные нижние слои атмосферы.
Вторая ступень выгорит чуть меньше, чем за две минуты. В это время – примерно через четыре минуты после старта – ракета почти утроит свою скорость и более чем утроит свою высоту, взмыв на 140 миль вверх и на 200 миль к востоку от пусковой позиции. Ее курс теперь клонится более к горизонту, а скорость около 9’000 миль в час – примерно две с половиной мили в секунду.
Не будет немедленного разделения после отработки второй ступени, поскольку мозг второй ступени все еще необходим для управления третьей. У ракеты достаточно скорости, чтобы подняться на желаемую 300-мильную орбитальную высоту. Ее позволено лететь по инерции следующие 3 ½ минуты.
Когда «Авангард» достигнет конца фазы движения по инерции, пройдет примерно 7 ½ минут после старта. Ракета будет в 877 милях к востоку от пусковой позиции и на высоте 300 миль. Ее скорость лишь слегка уменьшится до, примерно, 8’500 миль в час. Курс теперь параллелен горизонту.
Вторая ступень запустит небольшие ракеты, присоединенные к кромке вращательного стола. Тем самым начнется вращение третьей ступени вокруг продольной оси – так пуле придается вращение бороздками в стволе ружья.
В двигателе третьей ступени сработает запал, и с этим последним «мыслительным» усилием вторая ступень отделится и слегка замедлится ракетами, которые сработают как тормоза. При недостатке орбитальной скорости, она упадет на Землю, рухнув в океан примерно в 1’550 милях от пусковой позиции.
Тем временем, запущенная запалом третья ступень, помчится в небе на высоте 300 миль. Ей потребуется всего около минуты, чтобы выгореть и, сделав это, увеличить скорость до, примерно, 26’000 футов в секунду, или до необходимой орбитальной скорости в 17’727 миль в час.
Как его советский кузен, спутник США получит использованную ракету в качестве космического компаньона, дав, таким образом, два спутника по цене одного – по крайней мере, на время.
Уильям Б. Харвуд
Daytona Beach Morning Journal
Daytona Beach Morning Journal
Содержание
