16 ноября 1957
Москва. Советский ученый сказал сегодня, что собаке Лайке позволили умереть на борту Спутника-2, потому что СССР еще не решил проблему возврата в атмосферу Земли.
Алексей Покровский рассказал на пресс-конференции, собравшей шесть других ведущих советских ученых, что никогда не было плана вернуть собаку назад на Землю, как предполагали даже некоторые советские ученые.
По его словам, собака безболезненно умерла из-за недостатка кислорода, когда оборудование, регенерирующее на спутнике Земли кислород, перестало работать.
Покровский, директор лаборатории, где собаки тренировались для космического полета, сказал, что должны быть запущены еще несколько спутников с животными на борту прежде, до того как будет предпринят пилотируемый космический полет.
«Сначала мы должны решить проблему безопасного возвращения животных на Землю, прежде, чем сможем рисковать человеческой жизнью»
В этой депеше, прошедшей через цензуру, нет свидетельств того, относится ли замечание Покровского о возвращении в атмосферу Земли к межконтинентальным баллистическим ракетам (МБР), или только к спутникам с животными.
Проблема заключается в возврате спутников или ракет из космоса назад сквозь плотные слои атмосферы без сгорания их как метеоров из-за трения.
Советы, в объявлении о том, что провели успешный запуск МБР, подразумевали, что победили проблему в случае ракет, хотя некоторые западные ученые выразили сомнение. 7 ноября президент Эйзенхауэр сказал, что Соединенные Штаты решили эту проблему.
Пресс-конференция, по-видимому, была созвана отчасти для того, чтобы положить конец домыслам о том, что Лайка умерла от яда, введенного ей в последнюю порцию еды, и чтобы прекратить сообщения, будто советская наука намеревалась вернуть собаку на Землю.
Академик Анатолий Благонравов сообщил, что в дальнейшем ожидаются советские спутники со все большими орбитами, «которые включат в себя как Луну, так и Землю». По его словам, сейчас ведутся расчеты для этих более высоких полетов.
Благонравов сказал, что Советском Союзу удалось с первых попыток запустить спутники в космос – 4 октября Спутник-1, а 3 ноября Спутник-2, и при этом не было неудач.
Академика Ивана П. Бардина спросили о том, ведется ли советская ракетная и спутниковая работа под управлением военных, или ученых.
Бардин отказался ответить напрямую. Он сказал, что научные фазы программы ведутся под управлением советской Академии наук, а «другие детали вне рамок научного интереса».
Содержание
