25 июня 1958
Вашингтон. Новая стычка за то, кто первым доберется до Луны – Армия, ВВС или СССР – это только начало длительной свары.
Прежде, чем кто-либо приблизится к Луне, разобьется на ней, облетит вокруг, или сфотографирует ее обратную сторону, случится множество неудач и разочарований.
Состоится множество летных испытаний, говорит доктор Герберт Ф. Йорк, главный ученый принадлежащему Пентагону Управления перспективных исследовательских проектов, прежде чем зонд просто приблизится к Луне.
Полет к Луне был дерзкой мечтой доктора Йорка со времен девятилетнего вундеркинда-астронома. Хотя сегодня ему всего 36, он все равно относится к тому классу людей, кто «рожден на 30 лет раньше», чтобы когда-либо добраться до Луны. Так что, самое лучшее, что ему остается делать – запускать к Луне ракеты.
Сначала, Белый Дом и Пентагон объявили в марте, что дано разрешение на пять лунных зондов.
Два запустит Армейский баллистический ракетный центр, с помощью модифицированных ракет «Юпитер-Си». Три – ВВС с помощью ракет «Тор» и «Авангард» в качестве первой и второй ступеней, а также еще разрабатываемой третьей ступени.
Первый запуск должны состояться этой осенью. Но то, кто начнет первым – Армия или ВВС – зависит от того, кто первым окажется готов.
Для работы над этими проектами в этом году выделено восемь миллионов долларов. На следующий год запрошено 72 миллиона. Вооруженные силы не считают, что этого достаточно. Но налогоплательщик вполне может спросить, что именно он получит за свои 80 миллионов.
Это просто трюк? Это что-то, что вернет американский престиж, потерянный когда советский Спутник опередил нас в прошлом октябре? Это что-то необходимое для национальной обороны США? Эти средства пойдут на научные исследования? Этот полет необходим в качестве предварительного покорения человеком космического пространства?
Существует множество фантастической литературы об использовании Луны в качестве космической платформы для слежения за СССР, или в качестве пусковой площадки для ракет ответного удара. Даже упоминалось использование Луны в качестве поля битвы в Третьей мировой войне.
Доктор Ли А. Дюбридж, президент Калифорнийского технологического института, говорит, что предлагаемое покорение и оккупация Луны не имеет никакой военной ценности. Тем самым такой курс национальной обороны теряет смысл.
Рой У. Джонсон, директор принадлежащего Пентагону Управления перспективных исследовательских проектов, говорит, что первые лунные зонды не понесут приборов. Тем самым, научное исследование с самого начала оказывается под вопросом.
Доктор Вальтер Дорнбергер из «Бэлл Эйркрэфт», возглавлявший германскую программу «Фау-2», говорит, что лунные зонды оправданы, если они увеличивают национальный престиж, или позволяют американскому народу чувствовать себя лучше. (не имеется в виду поддержку конкурентоспособности налогоплательщиков) Но доктор Дорнбергер скептично смотрит на отправку к Луне просто ради ошеломительного трюка.
«Зачем фотографировать обратную сторону Луны?» спрашивает он. «Вы хотите подсчитывать кратеры, чтобы узнать, что их там больше, чем спереди?» Что касается попытки взорвать атомную бомбу на Луне, он спрашивает: «К чему ее портить?»
Поскольку у Луны нет атмосферы, атомная бомба не создаст облака пыли. Она только породит множество радиации, которая сделает невозможным в будущем измерение естественной радиации Луны.
Некоторые ученые полагают, что споры или микробы со свойствами примитивной жизни могут попасть на Луну из космического пространства.
По этой причине, говорит доктор Джеймс А. Киллиан-младший и Консультативный президентской совет по науке: «Если мы собираемся проверить эту интригующую гипотезу, то нам следует быть осторожными, чтобы не загрязнить Луну»
А. Д. Донован из «Рамо-Вулридж Спейс Текнолоджи Любороторис», предложил, чтобы лунные ракеты стерилизовались на случай случайного попадания в Луну.
Лунные ученые не говорят, что хотят попасть в Луну – первым делом. Они говорят, что собираются «определить нашу способность исследовать космос в окрестностях Луны». В этом вся разница.
Питер Эдсон
Содержание