11 января 1959
Нью-Йорк. В грядущем феврале, Скотт Кросфилд, седеющий инженер-пилот корпорации «Норт Америкэн Эвиэйшн», должен запустить ракетный двигатель исследовательского самолета «X-15» и почти вертикально подняться на высоту, на которой человек еще не бывал. Когда топливо закончится, он в тишине полетит по изящной дуге примерно на протяжении шести минут, а потом стремительно спустится к базе ВВС Эдвардс, штат Калифорния. Через несколько минут он резко затормозит на дне высохшего озера. Человек наконец действительно проникнет на границу космоса, а затем вернется, чтобы рассказать миру об этом.
Хотя и важный, дерзкий полет Кросфилда, это всего лишь предварительный шаг к настоящему космическому полету. Кросфилд, образно говоря, всего лишь едва замочит палец на берегу бесконечного океана. За ним последуют люди и корабли, которые совершат полное погружение.
Департамент биологических наук ВВС США уже начал готовить небольшую группу людей к полету на своих космических кораблях. А прошлым летом ВВС поручили компаниям «Боинг Эйрплэйн» и «Мартин» провести окончательное проектирование пилотируемого орбитального бомбардировщика. Называемый «Дайна-Сор», корабль взмоет к границам атмосферы в головной части ракеты, облетит Землю несколько раз, а затем спланирует, полностью управляемый, для посадки в заданном аэропорту.
Как скоро человек отправится в неизвестную глубь в своем первом орбитальном полете? Доктор Вальтер Дорнбергер, многими называемый нашим самым выдающимся специалистом по орбитальному самолету, сказал недавно комитету Конгресса по делам астронавтики и исследованию космоса: «Для отправки в космос корабля с экипажем из двух человек, который облетит Землю вероятно до семи раз, а затем вернется назад на предопределенную посадочную полосу таким образом, чтобы корабль мог быть повторно использован, потребуется от четырех до пяти лет».
При подготовке к этому управляемому космическому полету, Агентство перспективных исследовательских проектов Пентагона вероятно за год до этого запустит на орбиту небольшую сферическую капсулу. Капсула, без крыльев и неманевренная, будет замедленна тормозной ракетой после витка вокруг планеты, а затем спущена на Землю с помощью парашютов из нержавеющей стали. Называемая Минимальным пилотируемым спутником, она даст бесценные аэродинамические и физиологические данные для тренировки будущих космических экипажей.
Подобно большинству крупных передовых шагов в науке, «Дайна-Сор» зарождался медленно. Во время Второй мировой войны, пилотируемый гиперзвуковой разгоняемый бомбардировщик был разработан для германского правительства доктором Зйгеном Зенгером. Позже, доктор Дорнбергер, бывший тогда генерал-майором и руководителем германским ракетным центром в Пенемюнде, помогал разрабатывать гиперзвуковой межконтинентальный бомбардировщик А9/А10.
Затем, в 1950 году, вскоре после присоединения к корпорации «Бэлл Эйркрэфт», доктор Дорнбергер сел за чертежную доску и начал набрасывать первый орбитальный самолет. В 1952 году он сделал первое из нескольких обращений к правительству США, предлагая свой самолет для разведки и бомбардировки. Теперь, под его руководством, «Бэлл» попросили разработать и построить самолет, который разместится в головной части ракеты.
Когда ракета будет готова к взлету, два человека, запертые в крошечной герметичной кабине, затрепещут в самолете, охваченном «акустическими вибрациями» с частотой 20’000 герц.
Во время этапа разгона, тела пилотов станут весить тонну. Люди даже не смогут поднять палец к кнопкам в подлокотниках своих специальных кресел. Затем, на высоте 100 миль, «Титан», этот отработавший гигант, будет сброшен, и запустится двигатель «Дайна-Сор» с тягой 75’000 фунтов, чтобы вывести космический корабль на запланированную траекторию.
Теперь, управляемый не обычными элеронами и стабилизаторами, но крошечными струйными двигателями на концах крыльев и хвоста, «Дайна-Сор» помчится в космосе со скоростью 18’000 миль в час.
Проносясь сквозь фиолетово-черную пустоту, тщательно отполированная поверхность корпуса нагреется под воздействием солнечной радиации до температуры кипения воды, в то время, как «темная» сторона «Дайна-Сор» будет охвачена трескучим морозом в 100 градусов ниже нуля. Метеорная пыль станет обдирать корпус, а космическая радиация – бомбардировать.
На протяжении, вероятно, часа, экипаж будет подвержен перегрузкам торможения. Их тела повиснут на ремнях безопасности. Но они смогут держать «Дайна-Сор» под управлением на всем пути к аэропорту.
Во время спуска, весь самолет, а особенно передняя кромка крыльев раскалятся сначала до темно-красного цвета, а потом добела. Температура поднимется до 2’500 градусов Фаренгейта. Острые крылья будут пытаться изогнуться под непрерывным давлением плотной атмосферы Земли.
Где конструкторы найдут металлы достаточно крепкие, чтобы выдержать огромный жар и нагрузку, но в то же время достаточно легкие для самолета? У стальной промышленности есть ответ.
Как и «X-15», «Дайна-Сор» будет сделан из стали. Как сказал доктор Дорнбергер: «У высокопрочной стали наилучшее отношение веса к прочности среди каких-либо имеющихся на рынке материалов».
А Джордж Каппелт, главный металлург корпорации «Бэлл Эйркрэфт» добавляет: «В качестве материала для высокоскоростного самолета, сталь ничему не уступает не только благодаря высокому отношению веса и прочности, но и потому, что возможны сплавы, препятствующие образованию окалины. Таким образом, на протяжении повторяющихся полетов, она остается запланированной толщины и прочности. В отличие от титана, сталь не поглощает кислород и другие атмосферные газы при температурах выше 900 градусов. А самое важное – сталь может быть обработана для устойчивости к коррозийному воздействию ракетного топлива и окислителей»
«Дайна-Сор», этот прочный ракетоплан, будет весь сделан из стали. Хромированные стальные листы, имеющиеся сейчас шириной до 20 футов, покроют крылья и фюзеляж. Специальные авиационные сплавы пойдут на лонжероны. Переборки и элементы фюзеляжа, подвергаемые снаружи атмосферному нагреву, а внутри - трескучему морозу низкотемпературного топлива, будут стальным сплавом.
«Со времен Второй мировой войны», говорит Каппелт, «в стальной промышленности произошла технологическая революция. Вакуум и плавкие электроды, плюс вакуумная дегазация создают сейчас сталь настолько чистую, что она может быть доведена до технологических пределов. А новая технология проката позволяет промышленникам создавать для авиации гибкие стали, считавшиеся ранее невозможными»
«Дайна-Сор», подобно «X-15», - это только первый шаг к реализации наиболее глубокой и давней мечты – к межпланетному полету. До того, как пилотируемый космический корабль сможет стартовать к Марсу, должны быть разработаны и созданы мощные двигатели, и еще более лучшие виды стали.
Министерство обороны уже заключило контракт на разработку двигателя тягой 1’000’000-фунтов, а в Меркурии, штат Невада, инженеры недавно завершили первые испытания легкого высокомощного ядерного двигателя.Содержание
