8 июня 1959
База ВВС Эдвардс, штат Калифорния. Ракетоплан «X-15», первый пилотируемый космический аппарат Америки, был сброшен в понедельник «сухим» - без топлива – в небе над пустыней Мохаве и совершил планирующий полет назад на Землю, используя свои короткие и толстые крылья.
Экспериментальный аппарат покатился по взлетно-посадочной полосе озера Роджерс через четыре минуты после сброса с реактивного бомбардировщика-носителя «Б-52».
37-летний летчик-испытатель Скотт Кроссфилд из «Норт Америкэн Эвиэйшн», сидел в кабине многомиллионного «X-15», когда в ясную свежую погоду его подняли выше 38’000 футов, чтобы установить одну из вех программы Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства нацеленную на отправку человека к границе космоса.
Кроссфилд опустил черный «X-15» на дно высохшего озера слегка носом вверх. По радио он радостно передал наземным станциям:
«Все работает идеально. Хотел бы я сделать бочку на пути сюда»
Стремясь к своей первой встрече с космической судьбой, как только самолет-носитель достиг высоты 38’000 футов над пустыней Мохаве, Кроссфилд сказал: «Отправляемся». Затем он отделился от «Б-52» и ушел вниз в ленивом S-образном движении семитонного аппарата.
Первый «сброс» космического аппарата без запуска его собственной ракетной тяги произошел 8:45 утра по тихоокеанскому дневному времени.
Четыре предшествующих раза «X-15» испытывали подвешенным к самолету-носителю, гигантскому восьмимоторному бомбардировщику «Б-52», который в понедельник снова поднял в небо свою тяжелую ношу, примерно в 65 милях к северо-востоку от Лос-Анджелеса, но в этот раз совершил давно запланированный сброс.
«Б-52» поднял прикрепленный к пилону под правым крылом «X-15» так высоко, насколько возможно, чтобы дать пилоту Кроссфилду краткий, но максимальный шанс проверить управление 50-футовой пташкой.
Сначала «X-15» вертикально упал с самолета-носителя, а затем перешел в собственный планирующий полет с номинальной скоростью свыше 270 миль в час – около 400 миль в час, относительно земли.
Согласно плана, у Кроссфилда было около двух минут для проверки реакции «X-15» на его сложную систему управления.
За одну из этих минут пилоту необходимо провести космоплан к заданному месту над базой ВВС Эдварда, протянувшемся по дну высохшего озера примерно на 20’000 футов.
Затем, начав полный круг, «X-15» направили на посадку.
Это был критический момент для «X-15» и Кроссфилда, бесчисленное количество раз практиковавшего схожую посадку с выключенным двигателем в обычном реактивном самолете.
Содержание
